Вот он наш маршрут:
жмяк-жмяк
Протопали всего - 20 км (по версии Google)
первый день - 10 км
второй день - 10 км
и честное слово - не умышленно так ровно получилось
из них по болотам - 15 км
Часть первая - Собирательно-добирательная
Знаете, как не нужно собираться в поход? Нет?
Ни в коем случае не нужно все откладывать на последний момент и потом впопыхах все подряд сбрасывать в рюкзак обязательно забыв положить самое важное и нужное. Ни в коем случае не нужно уже в пути до точки высадки продумывать маршрут и саму точку высадки, а делать это нужно заранее, тщательно продумав все до мелочей: каждый переход, привал, лагерь. И тогда ваш поход пройдет четко, слаженно и самое главное скучно (за то вы всегда будите знать, где находитесь и куда двигаться дальше)…
То ли дело, когда до последнего момента голова забита всем чем угодно, коме сборов (любимой работой, на пример), когда в рюкзаке находится все что угодно, только не то что нужно (хорошо хоть, что палатку и спальник взял), когда карты распечатываются за 5 мин до отъезда (хорошо хоть, что именно нужный квадрат), когда накатанная дорога на пол пути к точке высадки вдруг и неожиданно упирается в паром, который в принципе по ночам не работает (типа раньше по карте посмотреть было в лом) - вот это интересно, вот это есть о чем вспомнить… Тем более когда идешь в самое большое верховое болото Европы.
По все прогнозам здравомыслящих людей мы должны были на Ельне утопнуть - не утопли, и даже намочили только один сапог из восьми. Но обо всем по порядку.
Выехали из Гамзелево (можно уже подумать, что и выезжать то уж больше не от куда) как всегда «вовремя» с отстованием от намеченного графика (аж самому смешно) на целых 2 часа. Да тут еще паром этот нарисовался – НАДЕЖДА на скорое прибытие в Миоры не оправдалась. Благо паромщики, люди сговорчивые и доброжелательные, согласились перевезти нас вместе с машиной на другой берег З.Двины (это вам не хухры-мухры – с разбегу не перепрыгнешь). Как ни странно на пароме мы потеряли всего лишь минут 10. И только в 23.13 «зондер командер» в кол. 2-х лиц (Олег и Димон) была высажена близ деревни Буды с целью обустройства лагеря, готовки ужина и т.д., и т.п. пока остальные два лица (собственно я и Егор) не отгонят нашу карету в Миоры в надежное место на время наших шляний по Ельне. Установка была предельно проста: Пройти 300-400 м по тропинке и немного в стороне найти озеро Скно, на его берегу (или где можно будет) разбить лагерь. В результате через час звонок (нас с Егором уже везли из Миор в Буды) – Мы прошли наверное км. 5, озера не нашли, возвращаемся назад тчк. - Вот так и рухнули все надежды на теплый ужин и скорый сон.
P.S.: А озеро (Скно которое) мы все таки нашли. Правда было это уже в третьем часу после полуночи. Палатки уж к тому времени были поставлены , ужин был съеден холодным, а над Ельней уже занималась ранняя июньская заря.
Часть вторая - Лирическая
Трудно описать простыми словами то чувство, которое овладевает человеком, когда он приближается к чему-то грандиозному, неведомому, опасному... Собирая утром рюкзак я пытался уместить у себя в голове те масштабы БОЛОТА которые предстояло еще увидеть. Фотографии найденные на просторах интернета и в печатной литературе - передавали нечто невообразимое, неземное, непривычное даже белорусу выросшему в крае озер и болот. Что же тогда там мы увидим на самом деле, если даже любительская фотосъемка здешних пейзажей заставляет сердце замереть!?
Увиденное превзошло все ожидания! Казалось бы - ровная местность просматриваемая на многие километры, десятки километров до самого горизонта, поросшая сплошным покрывалом мха и редкими карликами-деревцами - что может быть однообразнее и унылее? Но вопреки всякому здравому смыслу каждые следующие сто-двести метров пути - представлялись новым миром со своими уникальными, неповторимыми декорациями, красками, запахами, звуками. Вроде бы сделал всего лишь шаг, а вокруг уже все по другому: другой мох, другие деревья, другие озера, даже небо и то другое...
С самого утра парило - все шло к дождю. Солнце, то пряталось за низкие свинцовые облака, то снова выглядывало на фоне ярко-голубого неба. Попасть под дождь мы не боялись, так как была какая-то внутренняя уверенность, что намокнем при любом раскладе - ведь идем в болото...
Часть третья - Болотная
На болото вышли как-то очень резко: вот шли полем, пересекли сухой канал, два шага через заросли кустов - и мы понимаем, что мы уже стоим на болоте. Притом по ощущениям сложилось впечатление, что мы не спустились на болото, а наоборот поднялись (!!!). В действительности, так оно и есть - болотные мхи как бы возвышаются над окружающей не заболоченной местностью на несколько метров. А центр болота возвышается над периферийными областями на 8-10 метров (!!!), при этом преобладающая на болоте высотная отметка - 144,2 м находится не на островах (максимальная высота которых 140,3 м), а непосредственно среди мхов на берегу озера Ближнее. Вот такой вот имеется феномен - думай-гадай, что хочешь...
Направление держали по протоптанной среди мхов тропе с четкими отпечатками резиновых сапог пока не вышли на накатанную дорогу с двумя широченными колеями - никак не меньше, а лесовозы катались - только вот чвакающий под ногами мох да проваливающиеся по щиколотку сапоги не согласовывались с этой версией. После того, как эта " лесовозная колея" благополучно пересекла пару завалов из бревен и кустарника стало ясно - дорогу путил вездеход и скорее всего вот этот или подобный ему.
Колея петляла по болоту в нужном нам направлении (на северо-запад) - в этом плане повезло - а то угодить в топкое место - раз плюнуть. Даже сама дорога не раз переваливалась через поросшие красным мхом "лужицы" по которым от шагов волны разбегаются на метров пять. Вода, запасенная в Будах, закончилась быстро - пить хотелось сильно - пот лился рекой. Редкое облегчение приносили облака, прикрывающие знойное солнце, да ветер, вволю гуляющий на бескрайних просторах болота. Где-то в 2-х км от края болота дорога плавно обогнуло зеркальце безымянного озерка метров 30 в диаметре. Там -то мы мы и пополнили запасы пресной воды (были конечно попытки попить воды нацеженной из мха, но то ли пить не так уж сильно хотелось, то ли вода слишком мутной была - в общем никто не решился испить).
Отдельно хотелось бы остановится на вездеходной дороге. Она нам конечно несколько помогла, но вот зрелище от растерзанно-разбитого мха, вывороченных с корнем деревьев и, что хуже всего, закиданных бутылками, окурками и прочим мусором обочин - не самое приятное. Это как-то ожидаемо где-то в пригородном лесу, но вот в уникальном, заповедном месте - как то выглядит уж совсем дико. Тут уж точно согласишься с тем - что дай человеку волю - он з...т все что угодно... Куда только дирекция заказника смотрит и охрана природы ей в придачу?
До озера Черное (до его южного края) дошли, петляя вслед за вездеходной дорогой) за часа три. Место оказалось не столь уж необитаемым и диким - по озеру плавала лодка с рыбаками на борту. Короткий привал и снова в путь - только теперь вездеходная дорога закончилась и начались откровенные ольховые заросли затопленные по колено/по пояс в водой. Благо со времен пожара семилетней давности (да и сами собой видно хорошо нападали) лежало много бревен переплевшихся в своеобразный мост. Конечно балансировать с рюкзаком на высоте полутора метров над болотом занятие не из приятных, но уж точно из самых прикольных .
Отредактировано ELK (Понедельник, 14 мая, 2012г. 23:39:40)